Порядок оформления расчетных документов и получения их банками

Расчетные документы - это составлены по установленной форме документы, которые подаются к банку юридическими и физическими лицами и содержат письменное поручение (или требование) о перечислении определенной суммы денег в безналичной форме за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги и другие платежи.

Расчетные документы, которые подаются клиентами в банк в бумажной форме, должны содержать, в зависимости от их формы, следующие реквизиты:

а) название документа;

б) номер документа, число, месяц, год его выписки;

в) названия плательщика и получателя средств, их идентификационные коды, номера счетов в учреждениях банков;

г) названия банков плательщика и получателя, их местонахождение и условные номера по МФО (код банка);

д) сумму платежа цифрами и буквами;

е) назначение платежа;

ё) на первом экземпляре - оттиск печати и подписи лиц плательщика либо (и) получателя средств;

ж) подразделения бюджетной классификации и срок наступления платежа (в случае перечисления средств в бюджет);

з) сумму налога на добавленную стоимость или надпись "без налога на добавленную стоимость".

В случае, если хотя бы один из вышеперечисленных реквизитов не заполнен или заполнен неправильно, банк такой документ к исполнению не принимает. Клиент, исходя из своих технических возможностей может подавать в банк расчетные документы как в бумажной форме, так и в виде электронных расчетных документов (электронных сообщений) каналами связи.

Бумажные расчетные документы, как правило, выписываются с использованием технических средств за один раз под копирки в двух экземплярах, платежные требования и документы предприятий, которые обслуживаются в одном учреждении банка, - в трех экземплярах.

Средства списываются со счета плательщика только на основании первого экземпляра расчетного документа.

Банк плательщика принимает документы от клиента в течение операционного дня, время которого регламентируется режимом работы банка. Расчеты по документам, поступившим в банк в течение операционного дня, осуществляются банком в тот же день.

Расчеты за документами, которые поступили после завершения операционного дня, банк осуществляет следующий день.

При осуществлении расчетов клиенты могут применять систему "клиент-банк", которая обеспечивает:

- Передачу сообщений между клиентами и банком в зашифрованном виде с помощью сертифицированных средств защиты;

- Автоматическое ведение и защита протокола от модификации, передачи расчетных документов между банком и клиентом;

- Автоматическое архивирование протокола в конце дня.

Юридическим основанием для вхождения клиента в системе электронных платежей "клиент-банк" и обработки его электронных документов является отдельный договор между ним и банком.