Процесс планирования в банке

Планирование банковской деятельности представляет собой процесс определения целей на будущее и разработку путей их достижения. Планирования служит основой для развития внутренней системы банка с учетом влияния внешних факторов и является одной из функций банковского менеджмента. В процессе планирования менеджмент банка должен сформулировать ответы на следующие вопросы: «Где находится банк? Где он должен находиться в будущем? Как достичь желаемой цели ».

Основные задачи, которые необходимо решить в процессе разработки плана деятельности: определение перспективы и будущего профиля банка; определение и характеристика сегментов рынка, которые намерена обслуживать банк; определение объемов ресурсов, необходимых для достижения целей, таких как материальные, финансовые и трудовые ресурсы; разработка видов услуг, финансовых продуктов и технологий, благодаря внедрению которых банк сможет получить желаемые результаты; определение целевых уровней прибыльности банка; создание эффективных систем контроля за выполнением планов.

Планирование - это многоступенчатая и разветвленная деятельность, которая охватывает все аспекты организационного и финансового управления банком в контексте влияния внешней среды. Разработка обоснованного плана невозможна без подробного анализа фактического состояния банка и прогнозирования будущих форм деятельности. Анализ основных аспектов управления с позиций настоящего и будущего включает: управление источниками финансирования - методы и формы привлечения депозитов; наращивания капитала; развитие новых видов банковских услуг и продуктов; поиск надежных источников заимствования средств; управления комиссионными операциями - уровень операционного обслуживания; консалтинг; технические услуги; доверительные операции клиентов; управление доходностью банка - эффективность операционной деятельности; уровень информационных технологий; финансовые результаты деятельности банка в целом и отдельных его подразделений и сотрудников; развитие контрольных функций - системы внутреннего аудита; системы управления информацией; организация систем контроля за риском кредитного и инвестиционного портфелей; управления персоналом банка - подготовка кадров, разработка систем набора, удержания и заохочування сотрудников; совершенствование организационной структуры банка; управления риском активных операций банка - кредитных, инвестиционных, забалансовых.

Следовательно, планирование требует всестороннего и интегрированного оценки банковской деятельности - сильных и слабых сторон, организационной и финансовой структуры, финансовых результатов кадровой политики и контрольных функций банка. Следующим этапом планирования является разработка корректирующих мероприятий, которые сместили бы акценты из деятельности банка как такового, на результаты этой деятельности.

Для разработки эффективного плана необходимо учитывать не только внутренние особенности банковского учреждения, но и внешние факторы. Внешняя среда, в которой вынуждены работать банк, неоднородна и поэтому его следует оценивать с точки зрения возможности влияния со стороны банка.

1. Внешнюю среду, на которое банк не может активно влиять и должна приспосабливаться: политико-правовая сфера - нормы резервирования, регулирующие процедуры, налоговая система, система льгот и т.д.; социально-культурные особенности, присущие каждой нации, региона и которые необходимо учитывать для успешной деятельности.

2. Внешнюю среду, на которое банк может повлиять, приспособиться, изменить или обойти: сфера экономических отношений - выбор партнеров, клиентов, сегментов рынка, методов ведения конкурентной борьбы, развитие банковских услуг и инструментов, которые устраивают банк, выход на новые рынки и т.п.; комуникационные-информационную среду - выбор систем и средств связи, передачи информации, компьютерных систем, форм и уровней получение информации. Результатом процесса планирования является создание плана как документа, регламентирующего и направляет дальнейшее развитие банка.

По содержанию и форме представления планы различаются в зависимости от уровня планирования (банк, структурное подразделение), масштабов и потребностей банка, но каждый план должен включать следующие компоненты:

1) подробное отражение стратегических задач, стоящих перед банком;

2) полная характеристика банковского учреждения - ее цели, задачи, состояние внешней среды и возможность влияния на внешние факторы;

3) точное и четкое описание путей решения поставленных задач и ответственности за получение результатов;

4) определение конкретных значений ряда финансовых показателей и описание качественных характеристик, которые не имеют количественных параметров;

5) определение проблемных зон, как реальных, так и потенциальных, а также областей повышенного риска;

6) четкое описание роли и места банка в будущем; разработку мер, которые необходимы для поддержания его платежеспособности, надежности и конкурентоспособности. Качество плана можно оценить, проверив соответствие его рассмотренным далее требованиям, предъявляемым к научно обоснованному и документально зафиксированного плана: соответствие выбранной стратегии банка; объективная оценка сложившейся ситуации; согласование с возможностями и имеющимися ресурсами; соответствие стиля руководства банком; внутренняя совместимость всех планов; реальность; развернутый описание мероприятий и сроков их выполнения; описание ожидаемых результатов; наличие большого объема фактического материала, расчетов, прогнозов. Планирования является сложным и многоступенчатая процессом, поэтому разработка планов осуществляется как на уровне банка, так и на уровне отдельных его подразделений, филиалов и отделений. Конечно, такие планы различаются между собой по постановкой задач, уровнем детализации и методами реализации. На практике выделяют три основные виды планирования: стратегическое планирование; тактическое планирование; финансовое планирование и разработка бюджетов.