Организация процесса планирования

В организационной структуре банка отделяется центральный плановый подразделение (управление) и плановые отделы по направлениям деятельности - планирование маркетинга, кредитных операций, доверительных операций и т.д. Такой подход позволяет привлечь к разработке планов высококвалифицированных специалистов, консультантов, экспертов, ведь от уровня подготовки кадров в значительной степени зависит качество плана. Нереальный и непрофессионально составлен план может причинить больше вреда, чем пользы, так важно привлечь к планированию профессионалов.

Принципиальным является требование отдельного и независимого функционирования планового управления. Необходимо, чтобы плановые подразделения не входили в состав финансового управления, были самостоятельными и подчинялись только непосредственно высшему руководству банка (исполнительному директору). В свою очередь, менеджмент банка должен взять на себя функцию обеспечения реализации банковских планов. Без такой поддержки система планирования не сможет долго существовать, поскольку плановые подразделения не наделены достаточными полномочиями и средствами воздействия на другие организационные единицы.

Одним из важных аспектов организации процесса планирования является осуществление функции мониторинга за выполнением планов. Эта проблема может решаться по-разному. Одни банки передают функцию контроля по плану аудиторским подразделениям, другие создают с этой целью специальный подраздел, который анализирует всю информацию, информирует менеджмент об отклонении, их причины и последствия и непосредственно подчиняется высшему руководству банка.

Итак, менеджмент банка непосредственно не осуществляет планирование. Его функции сводятся к определению приоритетов развития, утверждения и контроля за выполнением стратегических планов. Но эффект от внедрения системы банковского планирования будет только тогда, когда высшее руководство банка начнет рассматривать ее как необходимый элемент своей политики.

В практике работы отечественных банков планирования еще не стало обязательным, хотя крупные банки в последнее время (2-3 года) активно используют этот механизм в своей деятельности. Причин как объективного, так и субъективного характера медленного внедрения планирования в работу банков несколько. Достаточно высокие доходы от банковской деятельности по сравнению с международным уровнем давали возможность украинским банкам успешно функционировать и без применения сложных методов управления, в том числе и планирование. Современный этап развития характеризуется общим снижением доходности банковских операций, обострением конкуренции на внутреннем рынке, что побуждает банки к поиску новых источников получения прибыли. Существенную помощь в этом может оказать внедрение системы планирования.

Прошлое десятилетие характеризовалось целым рядом экономических потрясений, происходивших в Украине: гиперинфляция, спад производства, кризис неплатежей, разрыв экономических связей, кризисное состояние экономики в целом. Конечно, создание долгосрочных планов в таких условиях становится проблематичным, поскольку план строится на прогнозе, сделать который в данной ситуации невозможно. Как показала практика, пессимистические прогнозы не смогли предусмотреть реальной ситуации.

Одной из причин отказа банков от использования такого механизма как планирование стало то, что система планирования вообще и стратегический план частности не могут быть скопированы. Любой банк имеет индивидуальные особенности, связанные с организационной структурой, системой ценностей, внутренней культурой, кадровым составом, избранной системой и методами руководства. Все эти факторы требуют адаптации системы планирования к конкретным условиям. В свою очередь эта проблема осложняется отсутствием опыта стратегического менеджмента в банковской сфере и соответственно подготовленных специалистов. Негативное влияние на процесс внедрения планирования в работу банков оказывает формализованный подход к разработке планов, царивший в советские времена, когда выполнение плана превращалось в основную цель деятельности организации.

Однако банки, которые даже в таких сложных условиях решатся на переход к системе планирования, получат неоспоримые преимущества, поскольку первыми освоят технику разработки, корректировки и исполнения планов. Это даст им возможность на момент становления рыночных отношений занять достаточно прочные позиции относительно своих конкурентов. Своевременное осознание необходимости планирования позволяет сделать процесс внедрения безболезненным и провести его с наименьшими затратами средств и времени. Проблемы организации системы планирования в банке рано или поздно предстанут перед менеджментом, поэтому целесообразно сделать это быстрее, не ожидая негативных проявлений, связанных с отсутствием четко налаженной системы. Если западные банкиры учились планировать в промышленников, то задача отечественных менеджеров в этом смысле облегчается - они имеют возможность воспользоваться уже приобретенным в мире значительным опытом банковского планирования.