Основные виды рисков в банковской деятельности

В международной банковской практике процесс управления рисками рассматривается как ключевой направление банковского менеджмента. Значительное внимание уделяется изучению рисковых сфер и основных видов рисков, поиска эффективных методов контроля, оценки и мониторинга рисков, а также созданию соответствующих систем управления. В экономической литературе и практике термин «риск» употребляется довольно часто и в зависимости от контекста в это понятие вкладывается разный смысл, поскольку определение риска многогранной. В самом широком понимании риском называют неопределенность относительно осуществления того или иного события в будущем. Риск измеряется вероятностью того, что ожидаемое событие не состоится и это приведет к нежелательным последствиям. В банковском деле, как и в других видах бизнеса, риск связывается прежде всего с финансовыми потерями, которые возникают в случае реализации определенных рисков.

В целом банковская сфера характеризуется высокой рискованностью по сравнению с другими видами деятельности. Эта особенность обусловлена спецификой тех функций, которые выполняет каждый коммерческий банк. Банки имеют много партнеров, клиентов, заемщиков, финансовое состояние которых напрямую влияет на их положение.

Деятельность банка очень разнообразна и включает операции привлечения средств, выпуск и покупку ценных бумаг, выдачу кредитов, факторинг, лизинг, обеспечение клиентов наличными т.д. Осуществление каждой банковской операции связано с возможностью реализации нескольких рисков. Ввиду того, что банк осуществляет одновременно и активные и пассивные операции, возникают дополнительные риски, такие как риск несбалансированном ликвидности, риск разрыва (геп) и т.д. Это побуждает к поиску особых подходов к ограничению их влияния, которые получили название «управление активами и пассивами банка». Деятельность операционных подразделений, обязательность применения высокотехнологичных информационных и телекоммуникационных систем, необходимость постоянного контроля, реализация функций маркетинговой службы сопровождаются рядом функциональных банковских рисков, которые могут избежать другие субъекты предпринимательской деятельности.

Наконец, именно банковская система в большинстве стран мира подлежит жесткому регулированию со стороны государства и специальных органов надзора. Банк подвергается ряд внешних относительно него рисков, причем некоторые из них, такие как риск несоответствия условиям государственного регулирования, имеют первостепенное значение в деятельности банка.

Несмотря на то, что банковская деятельность сопровождается многочисленными рисками, именно банки призваны олицетворять надежность и безопасность. Поскольку банкиры работают в основном с чужими деньгами, то должны стараться снизить рискованностью своей деятельности даже больше, чем другие предприниматели. Итак, управление рисками рассматривается как одно из главных направлений банковского менеджмента. Проблемам банковских рисков посвящено много научных трудов и исследований, в которых приведены различные классификации рисков вообще и, в частности, рисков, присущих банковской деятельности.

С точки зрения процесса управления целесообразно разделить банковские риски на внешние и внутренние. К внешним относятся риски, которые возникают во внешнем относительно банка среде и непосредственно не зависят от его деятельности. Это политические, правовые, социальные и общеэкономические риски, возникающие в случае обострения экономического кризиса в стране, политической нестабильности, войны, запрета на платежи за границу, консолидации долгов, введения эмбарго, отмены импортных лицензий, стихийного бедствия (пожары, наводнения, землетрясения) , приватизации, национализации, неадекватного правового регулирования и т.д. Влияние внешних рисков на результативность работы банка исключительно высокий, управление этими рисками сложнее, а иногда и невозможно.

К внутренним относятся риски, возникающие непосредственно в связи с деятельностью конкретного банка. Чем шире круг клиентов, партнеров, связей банка, банковских операций и услуг, тем больше внутренних рисков сопровождать его работу. Внутренние риски необходимо выявлять, оценивать, минимизировать и постоянно контролировать. Задача менеджмента заключается в управлении внутренними банковскими рисками с помощью соответствующих методов.