Мониторинг риска

Каждое структурное подразделение банка, а также способны оценить риск специалисты владеют определенной частью информации, необходимой для всестороннего анализа риска. Создание соответствующей системы взаимодействия указанных собственников информации рассматривается как обязательный элемент управленческого процесса. Одной из форм реализации этого положения является система мониторинга риска.

Мониторинг риска означает процесс функционирования регулярной независимой системы оценки и контроля за риском с механизмом обратной связи. Мониторинг осуществляется благодаря информационным отчетам структурных подразделений и отдельных должностных лиц, внутреннему и внешнему аудиту и аналитической деятельности специализированных служб банка. Отчетность, применяемая в рамках мониторинга, обеспечивает менеджерам обратную связь, а также предоставляет подробную сводную информацию. Такая информация помогает анализировать текущую деятельность как с точки зрения рискованности, так и по принятию общих управленческих решений.

Для эффективного использования ресурсов банка, направляемых на осуществление мониторинга, риски нужно классифицировать по степени их значимости для конкретного банка и внести в систему слежения только ключевые виды рисков. Все те риски, которые находятся за пределами установленных стоимостных лимитов, выводятся за рамки составления детализированной отчетности в системе мониторинга. Функция контроля осуществляется выборочно, а подробный анализ - лишь в случае поступления сигналов опасности, таких как нарушение сроков платежа, нарушение нормативов, лимитов и т.п. При таком подходе гарантировано, что средства будут направлены именно на выявление и тщательное отслеживание существенными для банка рисками.

Система мониторинга рисков помогает корректировать текущую деятельность в соответствии с сигналами предупреждения, которые она генерирует с использованием механизма обратной связи. Результативность системы управления рисками в целом существенно зависит от эффективности системы мониторинга. При таком подходе к организации процесса управления менеджеры среднего звена отвечают за надежность локальной системы, так и за воплощение в жизнь стратегических целей, сформулированных на уровне высшего руководства банка.

В крупных банках с целью усиления контроля за банковскими рисками создаются комитеты управления рисками или специализированные отделы, которые действуют под эгидой совета директоров. Их задачей является, в частности, сбор, обработка и анализ информации, поступающей из структурных подразделений, ее обобщение и прогнозирование возможных сценариев для учета рисков на уровне банка в целом.

Отечественные банки проблему создания эффективных систем управления рисками еще предстоит решить. При этом важно использовать международный опыт и помнить, что становление практики управления рисками еще не завершено. Создать универсальную методику построения указанных систем нельзя в принципе, поскольку каждый банк по-своему уникален, ориентирован на собственную рыночную нишу, возможности своих сотрудников, устоявшиеся связи. Механическое копирование удачной модели управления риском, созданной конкретным банком, приведет скорее к негативным последствиям в другом банке.

На начальной стадии переходной экономики банки сталкиваются, в основном, с трудно контролируемыми внешними рисками, такими как риск изменения условий государственного регулирования, риск совершения криминальных акций и т.д. Такие риски требуют создания особых систем безопасности, стоимость которых достаточно высока. При сопоставлении возможных результатов и расходов оказывается, что контроль за этой группой рисков не оправдан с экономической точки зрения. На фоне их определяющего влияния управление большинством финансовых и функциональных рисков теряет свою актуальность. На этом этапе потери от реализации рисков компенсируются за счет высокой доходности банковской деятельности, как одной из рисковые сфер экономики.

С развитием рыночных отношений и усложнением банковских операций соотношение между указанными группами рисков меняется. Наступает момент, когда создавать системы управления основными финансовыми и функциональными рисками оправданно и целесообразно, а потом эти действия становятся необходимы. Для отечественной банковской системы такой момент уже настал. Пользуясь случаем, заметим, что функционирование общегосударственной системы банковского надзора и контроля за рисками не может быть альтернативой созданию собственных внутри банковских методик анализа и систем управления рисками. Центральные банки подходят к оценке рисков с позиций надзора за деятельностью банковской системы в целом, а наиболее распространенным подходом к реализации данной функции является установление нормативов и лимитов, проведение проверок на местах. Кроме того, центральные банки контролируют определенную группу рисков, таких как риск ликвидности, платежеспособности, кредитный и валютный, одновременно оценка некоторых важных видов рисков, например, риска изменения процентных ставок, рыночного риска, не проводится. Следовательно, лишь некоторые положения и элементы методики анализа и оценки рисков центральных банков могут быть включены в состав собственной системы управления рисками каждого банка.

В развитых странах центральные банки осуществляют контроль за все меньшим количеством банковских рисков, перекладывая эти функции собственно на банки. Ведь жизнедеятельность каждого банка существенно определяется совершенством систем управления рисками.