Методы ценообразования по кредитам

МЕТОД «СТОИМОСТЬ ПЛЮС»

Метод учитывает стоимость привлекаемых средств и все расходы банка, связанные с предоставлением кредита. Процентная ставка по кредиту охватывает: стоимость привлечения кредитных ресурсов для банка; операционные расходы, связанные с процессом кредитования (заработная плата кредитных работников, стоимость обслуживания кредита, контроля за ним, стоимость управления обеспечением и т.д.); премию за риск неисполнения обязательств клиентом; премию за риск, связанный со сроком кредитования; желаемый уровень доходности кредита, который обеспечивает достаточные выплаты акционерам банка.

Необходимым условием применения такого подхода к ценообразованию по кредитным операциям является наличие у банка эффективной системы учета затрат по каждому кредиту, а также управленческой информации. Главный недостаток метода - игнорирование рыночных факторов, таких как спрос и предложение, состояние кредитного рынка, конкуренция и т.д., а также предположение, что банк точно может вычислить свои расходы в расчете на каждый кредит. Метод «стоимость плюс» используется на рынках с низким уровнем конкуренции.

МЕТОД «БАЗОВАЯ СТАВКА ПЛЮС»

Сущность метода заключается в определении кредитной ставки как суммы базовой ставки и кредитного спреда. За базовую можно взять ставку предложения межбанковского регионального рынка; ставку первоклассного заемщика; ставки международных рынков (LIBOR, FIBOR и т.д.), другие ставки, что является общепринятыми на конкретных рынках.

Кредитный спред включает премию за риск неисполнения обязательств клиентом и премию за срок предоставления кредита, отражающий риск длительности периода кредитования. Размер кредитного спрэд дифференцированный в зависимости от категории клиента и его кредитоспособности. На международных рынках для первоклассных заемщиков кредитный спред приравнивается к нулю. При предоставлении кредита заемщикам, которые не принадлежат к категории первоклассных, кредитный спред составляет от 0,25 до 5% и выше.

Прибыль банка, а также административные расходы входят в состав базовой ставки. Поскольку базовая ставка состоит как Среднерыночная, то прибыль банка зависит от уровня его собственных расходов.

Такой метод ценообразования возник во времена великой депрессии в 30-е годы в США и известный как модель ценового лидерства. 30 крупнейших банков США установили так называемую ставку первоклассного заемщика (прайм-ставка), то есть ставку, по которой предоставлялись краткосрочные кредиты наиболее кредитоспособным клиентам. Тогда это была самая низкая кредитная ставка. Время от времени прайм-ставка переглядывалась банками учитывая спрос и предложение на рынке. Впоследствии прайм-ставка потеряла свое приоритетное значение прежде всего потому, что возникла и приобрела популярность ставка LIBOR.

Интернационализация банковского дела, переход ведущих банков на расчеты в евродоллары способствовали росту популярности LIBOR, которая стала общепринятой базовой ставке для большинства как международных, так и национальных рынков. Благодаря этому клиенты могут сравнивать условия кредитования на разных рынках. Кроме того, ставка LIBOR ниже прайм-ставку в среднем на 0,75 - 1% и является самой низкой кредитной ставкой .

Преимуществами метода являются простота, необязательность точного учета затрат по каждому кредиту, удобство применения в условиях установления плавающих ставок по кредиту, учет влияния конкуренции.

МЕТОД «НАДБАВКИ»

Метод «надбавки» заключается в определении кредитной ставки как суммы процентных расходов привлечение средств на денежном рынке и надбавки. Надбавка включает премию за кредитный риск и прибыль банка. В основном такой метод ценообразования используется для предоставления кредитов крупным фирмам на короткие сроки (до 30 дней), включая кредиты «овернайт». С развитием рынка коммерческих бумаг крупные компании получили возможность самостоятельно привлекать средства, не пользуясь услугами банков. Это побуждало банки к снижению кредитных ставок с целью сохранения выгодной клиентуры. В США многие банки предлагают кредиты крупным корпорациям на короткие сроки по низким ставкам, рассчитанными по методу «надбавки». В таком случае маржа обычно составляет 0,35 - 0,75%, в результате чего кредитная ставка становится ниже прайм-ставку. Довольно значительные суммы таких кредитов позволяют банкам получать прибыль даже минимального уровня процентов.

Практика установления незначительных надбавок при определении кредитных ставок по этим методом способствовала его распространению и популяризации. Исследования показали, что около 90% кредитных портфелей 48 крупнейших банков США составляют кредиты, предоставленные по ставкам ниже прайм-рейт. Расходы привлечения средств определяются ставками денежного рынка, которые и служат основой для расчетов кредитных ставок.

МЕТОД «АНАЛИЗА ДОХОДНОСТИ КЛИЕНТОВ»

Метод «анализа доходности клиента» базируется на учете всех взаимоотношений с конкретным клиентом. Оценивая все составляющие доходности, особое внимание уделяют расчета прибыльности тех видов операций, осуществляемых клиентом в этом банке. Такой метод требует точного учета всех доходов и расходов, связанных с каждым клиентом, и применяется прежде всего для кредитования крупных компаний, которые имеют постоянные и разнообразные связи с банком. Определение цены кредита по таким методом имеет целью снижения кредитной ставки ниже общепринятого уровня для поощрения самых выгодных клиентов.

Доходы банка от операций с клиентом включают проценты и комиссионные за проведение кредитных, валютных, факторинговых, лизинговых и других операций, за предоставление трастовых, консультационных, информационных услуг. Расходы, связанные с клиентом, состоят из заработной платы банковских работников, которые его обслуживают, расходов на изучение кредитной документации, ведение, проверку и обработку счетов. Если разница между доходами и расходами по сумме кредита превышает среднюю норму доходности банка, то ставка по кредиту может быть снижена.

Метод анализа доходности клиента имеет определенные недостатки: сложность, громоздкость, необходимость разработки подробной отчетности за доходами и расходами по обслуживанию каждого клиента. Часто анализ доходности включает консолидированные данные не только самого заемщика, а также и его дочерних компаний, крупнейших акционеров и высшего руководства. С расширением спектра предлагаемых банком услуг метод все более усложняется и требует применения автоматизированных систем учета и анализа. Но такой подход к управлению кредитными ставками может быть полезен для выявления наиболее прибыльных клиентов и видов банковских услуг и операций. Кроме методов определения кредитной ставки стоимость кредита зависит от выбранной системы установки и начисление процентов по ссудам. Процентные ставки по кредитам могут быть фиксированные, если они определяются в момент выдачи кредита и остаются неизменными на протяжении всего периода кредитования, или плавающими, т.е. такими, которые периодически пересматриваются с изменением базовой ставки. Когда происходит общее снижение ставок на рынке, для банка выгоднее является фиксированная ставка по кредитам, а в случае роста ставок - плавающая.

В банковской практике используют три основные системы начисления процентов: американская - база 360 дней и 30 дней в каждом месяце; английский - база 365 (366) дней (фактическая) и фактическое количество дней в каждом месяце; европейская - база 360 дней и фактическое количество дней в каждом месяце.

В кредитном договоре обязательно фиксируется выбрана система начисления процентов и правила установления ставок (фиксированная или плавающая).