Расчеты при осуществлении зачета взаимной задолженности

К расчетов, основанных на зачете взаимной задолженности плательщиков, относятся расчеты, по которым взаимные обязательства должников и кредиторов друг перед другом погашаются в равновеликих суммах и лишь за разницей осуществляется платеж на общих основаниях. Каждая из сторон уплачивает или получает лишь разницу платежной суммы, которая не покрывается зачисления. Существуют постоянно действующие и разовые зачисления требований. К постоянно действующих относятся периодические расчеты по сальдо встречных требований. До разовых расчетов принадлежат зачеты встречных требований между предприятиями или между группой предприятий и организаций.

Расчеты по сальдо могут осуществляться, когда два предприятия находятся в постоянных хозяйственных связях и каждое из них является одновременно и поставщиком, и покупателем друг относительно друга. Расчеты ведутся на основе соглашения участников, причем сроки и порядок расчетов согласовываются с учреждением банка. В соглашении сторонами предусматривается периодичность сверки взаимной задолженности с составлением соответствующего акта, сроки и форма расчетов. Предприятия, которые проводят расчеты по сальдо, посылают друг другу, минуя банк, расчетные документы на отгруженные товарно-материальные ценности и предоставленные услуги. Эти счета не подлежат немедленной оплате.

На одного из участников расчетов возлагают обязанность в установленные сроки выводить сальдо взаимных требований за расчетный период. После составления акта сверки взаимной задолженности сторона, в пользу которой сложилось кредитовое сальдо взаимных обязательств, выписывает документ (платежное поручение, платежное требование-поручение) или оформляет вексель. Если сальдо в пользу предприятия, которое ведет счет взаимных расчетов, то оно составляет платежное требование-поручение на эту сумму и вместе с копией выписки из отдельного счета сдает в свое учреждение банка на инкассо. Оплату таких требований-поручений проводят со счета контрагента в обычном порядке, установленном для расчетов платежными требованиями-поручениями. Если же сальдо в пользу другой стороны, предприятие, которое ведет счет, дает банку платежное поручение о перечислении платежной суммы с его счета на счет контрагента. Порядок проведения расчетов при осуществлении разового зачета определяется решением центральных органов власти.

Суть разового зачета между двумя предприятиями сводится к тому, что предприятие, которое желает осуществить зачет, подает в учреждение банка заявление о зачет. Банк принимает к зачету только те расчетные документы, подлежащие оплате бесспорно. Зачет проводят отзывом расчетного документа, который подлежит зачету в полной сумме. Неоплаченный сумма предъявляется к оплате в календарных очередности.

В разовом зачете может участвовать и несколько предприятий из одного или разных регионов страны, причем не обязательно, чтобы эти предприятия имели друг к другу только встречные претензии. Они могут быть связаны между собой лишь последовательным цепью денежных требований и обязательств. Каждому участнику зачета открывается временный лицевой счет, в дебет которого записываются суммы документов, оплаченных путем зачета, а в кредит - суммы, поступающие предприятию от других участников зачета. Если сальдо по счету кредитовое, то оно зачисляется на текущий счет участника зачете. Если образовалось дебетовое сальдо по зачету, то оно списывается с текущего счета; банк может предоставить участнику зачете кредит на завершение зачетов, то есть на уплату дебетовых сальдо.