Осуществления межбанковских расчетов через систему электронных платежей НБУ

Система электронных платежей НБУ (СЭП) - общегосударственная платежная система, которая обеспечивает осуществление расчетов между банковскими учреждениями, органами государственного казначейства на территории Украины с применением электронных средств приема, обработки, передачи и защиты информации.

Программное обеспечение СЕП состоит из программно-технических комплексов - автоматизированных рабочих мест (АРМ), которые соответствуют трем уровням структуры СЭП:

1) центральная расчетная палата - АРМ-1, АРМ информационно-поисковой системы НБУ (ИПС);

2) расчетные палаты - АРМ-2;

3) банковские учреждения-участники СЕП - АРМ.-НБУ.

Информационно-поисковая система НБУ (ИПС) - составная часть СЭП, которая предназначена для предоставления пользователям справочной информации о платежах, выполненные средствами СЭП.

Участниками СЕП являются:

- Территориальные управления НБУ;

- Коммерческие банки (филиалы), имеющих технические счета в расчетной палате (СП) или Центральной расчетной палате (ЦРП).

Для работы в СЭП коммерческий банк (филиал) заключает с НБУ следующие договоры:

а) на информационно-расчетное обслуживание в СЭП НБУ;

б) об использовании криптографических средств защиты информации в информационно-вычислительной сети НБУ.

Согласно условиям договоров НБУ предоставляет коммерческим банкам (филиалам) - участникам СЭП:

а) необходимые программно-технические комплексы СЭП;

б) программные средства электронной связи;

в) аппаратно-программные средства защиты информации.

Все участники СЕП должны быть включены в справочник банков-участников СЭП. Операции зачисления (списания) средств по корреспондентскому счету коммерческого банка (филиала) - участника СЭП могут выполняться только после открытия ему в СП (ЦРП) технического счета. Начальные платежи от участника СЭП принимаются в пределах текущего значения его технического счета, за исключением случаев, определенных НБУ.

Обработка расчетных документов в электронном виде и служебных сообщений СЭП осуществляется в порядке очередности их поступления в систему. Расчетный документ в электронном виде, принятый СЭП, не может быть отозван.

Результаты расчетов по приходящей и полученными расчетными документами в электронном виде отображаются на технических счетах коммерческих банков (филиалов) в СЭП. Информация о состоянии этих счетов предоставляется участникам расчетов в течение рабочего дня с периодичностью, определяемой действующей технологии межбанковских расчетов в СЭП.

В СЕП внедрено семь моделей обслуживания коммерческих банков (филиалов) по консолидированным корреспондентскому счету и информационную модель (модель 0), которые учитывают специфику работы и потребности банков. Все модели используются только при выполнении межбанковских расчетов в гривнах. Для перехода коммерческого банка на работу в СЕП по консолидированным корреспондентскому счету необходимо получить разрешение НБУ, за исключением первой модели, когда разрешение предоставляет территориальное управление НБУ.

Разрешение предоставляется на основании следующих документов:

а) ходатайство коммерческого банка о переходе банка в целом или отдельных его филиалов на работу в СЕП по консолидированным корреспондентскому счету;

б) положения коммерческого банка о порядке осуществления межбанковских расчетов коммерческим банком и его филиалами по консолидированным корреспондентскому счету.

Решение о возможности обслуживания коммерческого банка в СЭП по консолидированным корреспондентскому счету принимается НБУ в месячный срок со дня получения полного пакета документов.

При предоставлении коммерческому банку разрешения на работу в СЕП по консолидированным корреспондентскому счету НБУ письменно информирует об этом банк, свои территориальные управления и коммерческие банки-участники СЭП.

В случае принятия решения об отказе в предоставлении такого разрешения НБУ сообщает об этом коммерческий банк письменно с указанием причин.

Коммерческий банк (филиал) - участник СЭП имеет право на основании файла-запроса через АРМ-НБУ получать от ИПС справочную информацию о прохождении сформированных ним расчетных документов в электронном виде. Ответ на запрос предоставляется в виде справочного сообщения ИПС течение одного рабочего дня, не считая день получения.

Территориальное управление НБУ имеет возможность на основании файла-запроса получать средствами ИПС информацию о межбанковские расчеты, выполненные через СЭП коммерческими банками (филиалами), которые:

- Обслуживаются АРМ-2 РП этого территориального управления НБУ;

- Расположенные на территории области (республики) по местонахождению этого территориального управления НБУ;

- Расположенные на территории других областей (республики) при условии, что они являются филиалами банка,которому открыт корреспондентский счет в данном территориальном управлении НБУ.

Территориальное управление (НБУ) выдает уполномоченным органам на их письменные запросы справки о межбанковские расчеты, выполненные через СЭП, в пределах информации, полученной от ИПС. Эта информация предоставляется территориальным управлениям НБУ по месту нахождения банка (филиала), в отношении которого поступил запрос.

В запросе заявителя должны быть указаны основания для получения информации, название и код банка, период, за который должна быть предоставлена информация. Информация по запросу заявителя и по согласованию с ним (в зависимости от ее объема) может предоставляться как на бумажном, так и на магнитных носителях в сроки, определенные действующим законодательством Украины. Коммерческие банки (филиалы) - участники СЕП обязаны осуществлять обработку всех расчетных документов в электронном виде в день их получения от СЕП в порядке очередности их поступления.