Ведение счетов клиентов

Ведения банками счетов клиентов является необходимой предпосылкой и важной составляющей их расчетно-кассового обслуживания Весь процесс ведения счетов условно можно разделить на три стадии: открытие, обслуживание, закрытие счетов.

Банки Украины могут открывать клиентам четыре вида счетов:

* текущие;

* Бюджетные;

* кредитные;

* Депозитные.

Текущий счет открывается предприятиям всех форм собственности, их обособленным подразделениям, а также физическим лицам для хранения денежных средств и осуществления расчетов. Текущий счет предназначен для оборота средств до востребования. Каждое предприятие и его обособленное подразделение могут открывать один основной текущий счет, все другие текущие счета этого предприятия считаются дополнительными. На основном счете учитывается задолженность, которая списывается в бесспорном порядке. Номера текущих счетов предприятие (их владелец должен сообщить в налоговые органы, а также в банки, где открыты другие счета.

Для открытия текущего счета предприятие предоставляет в банк пакет таких документов:

1) заявление на открытие счета, подписанное руководителем и главным бухгалтером предприятия;

2) копия свидетельства о государственной регистрации, удостоверенную нотариально;

3) нотариально удостоверенная копия зарегистрированного устава;

4) копия документа, подтверждающего взятие предприятия на учет налоговым органом;

5) карточка с образцами подписей лиц, которым предоставлено право распоряжаться счетом и подписывать расчетно-кассовые документы;

6) нотариально удостоверенная копия документа о регистрации предприятия в органах Пенсионного фонда Украины.

При открытии текущих счетов обособленным структурным подразделениям предприятия в учреждения банков дополнительно представляются еще и следующие документы:

* Копия положения об обособленном подразделении, удостоверенная нотариусом или органом, который создал это подразделение;

* Ходатайство предприятия (органа), которое создало обособленное подразделение, об открытии счета.

Физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, которые работают без создания юридического лица, открывают текущие счета на свое имя. Для этого они подаютк банкам:

* Заявление;

* Копию свидетельства о государственной регистрации;

* Карточку с образцами подписей, удостоверенную работником банка, открывающего счет, или нотариально;

* Документ, удостоверяющий личность;

* Копии документов о взятии на налоговый учет и регистрацию в органах Пенсионного фонда, удостоверенную нотариально или органами, которые их выдали.

Бюджетные счета открываются предприятиям и их обособленным подразделениям, которым выделяются средства из Государственного и местных бюджетов для их целевого использования. Открытие бюджетных счетов осуществляется на основании разрешений, выдаваемых финансовыми органами - распорядителями бюджетных средств, а также заявления клиента об открытии счета, карточки с образцами подписей лиц - распорядителей счетов и оттиском печати. Если данный клиент имеет в этом учреждении банке текущий счет, то бюджетный счет ему может быть открыт только на основании заявления без представления иных документов.

Кредитные счета открываются на договорной основе юридическим и физическим лицам теми учреждениями банков, имеющих право выдавать кредиты. Кредитные счета предназначены для учета задолженности клиентов по кредитам коммерческих банков. Депозитные счета открываются на основании депозитного соглашения между владельцем счета и банком на срок, определенный в соглашении. Депозитный счет может пополняться за счет процентов, начисляемых на депозит. Проведение расчетных операций с депозитного счета запрещается, как и выдача средств наличными из него юридическим лицам. Депозитные счета для физических лиц называются вкладным.